сайт Красноярской краевой общественной
организации инвалидов Союз « Чернобыль»
и Местного отделения ККО ОИ СЧ г.Красноярска
660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского 56, оф. 1-03
тел./факс: 8 (391) 212-49-21
e - mail: kraschern@yandex.ru
Поиск:
Проект «Аллеи героев Чернобыля»  в г. Красноярск
 
 

Резолюция научно-практической конференции.
г Томск, 2008 г

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы медицинской и социальной реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации».

21-22 февраля 2008 года
г. Томск

Выступления участников научно-практической конференции, а так же представленные материалы свидетельствуют, что законодательством Российской Федерации созданы необходимые правовые условия для оказания медицинской и социальной помощи, лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных инцидентов.

Специализированная медицинская помощь оказывается ведущими учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации и федеральными специализированными медицинскими учреждениями.
Лечение в федеральных специализированных учреждениях осуществляется по направлению органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации при отсутствии возможности оказания требуемой больному медицинской помощи в региональных учреждениях здравоохранения. Квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выделяются субъектам Российской Федерации для граждан без разделения на детские и взрослые.

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» предусмотрено создание в федеральных округах специализированных медицинских центров для оказания специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.
Предусмотренный законодательством Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. №592. Последние данные исследований Национального радиационно-эпидемиологического регистра, организованного на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии наук (г. Обнинск), свидетельствуют о целесообразности рассмотрения вопроса о расширении перечня возможных радиационно-обусловленных заболеваний.

Лекарственное обеспечение отдельных групп населения, осуществляется в пределах программы дополнительного лекарственного обеспечения.
Санаторно-курортное лечение граждан, пострадавших вследствие радиации и принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, за счет средств федерального бюджета осуществляется по двум направлениям:

- Федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями Росздрава через органы здравоохранения субъектов Российской Федерации;

- санаторно-курортными учреждениями, прошедших конкурсный отбор и включенных в Перечень, в рамках оказания государственной социальной помощи через ФСС РФ.

В целях совершенствования организации санаторно-курортной помощи, оздоровления и медицинской реабилитации граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, определены четыре санатория Северо-Кавказского зонального управления Росздрава, расположенные в регионе курорта Кавказских Минеральных Вод: «Нарат», «Горный воздух», «Луч», «Санаторий имени С.М. Кирова», общей мощностью 594 койко-мест.

За 22-летний период в стране создана организационная система медико-социальной защиты детей, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В рамках программы «Дети России» для оказания высококвалифицированной диагностической, консультативной, лечебно-профилактической и реабилитационной помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию, на базе ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» был организован и успешно функционирует Детский научно-практический центр противорадиационной защиты, в котором ежегодно получают высококвалифицированную специализированную помощь 460-480 детей. При этом дети из подвергшихся радиоактивному загрязнению регионов, дети ликвидаторов радиационных аварий и эвакуированных из зон отчуждения и отселения, составляют 55-60%.
Создан и поддерживается радиационно-эпидемиологический регистр, содержащий демографо - статистическую и медицинскую информацию о детях в разрезе регионов, загрязненных радионуклидами.

На базе ведущих медицинских учреждений (Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Барнаул) в 2002 году было организовано 4 межрегиональных кабинета по экспертизе здоровья детей, родившихся от участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения в целях координации деятельности органов здравоохранения прикрепленных регионов Российской Федерации, организационно-методической помощи в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.
Организовано 10 Центров по оздоровлению детей, пострадавших в результате аварии, на базе детских санаториев и санаториев для детей с родителями Росздрава общей мощностью 2469 койко-мест.
Разработана трехуровневая система диспансерного наблюдения, которая внедрена в загрязненных радионуклидами территориях, что позволяет обеспечить равнодоступность медико-психолого-социальной и высокотехнологичной помощи детскому населению.

В субъектах Российской Федерации, территория которых в наибольшей степени подверглась радиоактивному загрязнению, в законодательном порядке принимаются дополнительные меры по проведению специализированной диспансеризации для детей и проводятся программные мероприятия, направленные на улучшение диагностической базы медицинских учреждений и открытие консультативно-диагностических центров (в январе 2007 г. открыт такой центр для оказания специализированной помощи детям Тульской области).

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.04 г. №122-ФЗ в законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, существенно изменилась сложившаяся система медицинской помощи и социальной защиты. Практически был создан новый механизм реализации прав граждан, подвергшихся воздействию радиации, численность которых в настоящее время составляет около 1 млн. 800 тыс. человек.
В соответствии с указанными изменениями гражданам предоставляются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) взамен отдельных натуральных льгот. При этом подвергшимся воздействию радиации гражданам, имеющим инвалидность или являющимся ветеранами, предоставлено право получать ежемесячные денежные выплаты взамен натуральных льгот по двум основаниям: Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (имеющим инвалидность) либо Федеральному закону «О ветеранах» (являющимся ветеранами). Кроме того, всем подвергшимся воздействию радиации гражданам предоставлено право обращения за предоставлением им набора социальных услуг.

В Российской Федерации в 2005 году создана система федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая позволяет обеспечить принятие программы индивидуальной реабилитации инвалидов (в том числе, инвалидов вследствие радиационного воздействия), снижения степени ограничения их способности к трудовой деятельности и интеграции их в общество. Вместе с тем, после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ отмечается некоторое снижение.
доступности лекарственного и санаторно-курортного обеспечения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и других категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Согласно приказа Минздрава России от 26.05.2003 г. «О диспансеризации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пострадавшие проходят осмотры терапевта, хирурга, делаются общие анализы крови, мочи, ЭКГ, в редких случаях флюорографию, УЗИ.

До настоящего времени не внедрено новое Положение о регистре и Порядок государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф. Проект Постановления Правительства РФ проходит процедуру согласования в Минздравсоцразвитии России.

Существует проблема доступности стационарной медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной. Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не всегда информированы в достаточной степени о возможности получения бесплатного высокотехнологического лечения в специализированном учреждении.

Вызывает озабоченность организация санаторно-курортного лечения и лекарственное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Количество путевок в федеральные санаторно-курортные учреждения Северного Кавказа, выделяемых ликвидаторам, не всегда достаточно.

В перечне лекарственных средств, отпускаемых бесплатно, отсутствуют некоторые препараты необходимые для лечения ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС и других категорий граждан. В отдельных субъектах РФ существуют ограничения по стоимости лекарств.

По-прежнему сохраняется комплекс проблем, связанных с индексацией ежемесячных сумм возмещения вреда и иных выплат за 1997-2004 годы. Из-за сложности законодательства, регулирующего правоотношения по возмещению вреда для инвалидов создаются неравные условия определения судами размеров проиндексированных ежемесячных выплат. Длительная задержка исполнения судебных решений, вынуждает их обращаться в Европейский суд по правам человека, вызывает рост социально-психологического напряжения.
Для граждан, пострадавших вследствие радиации, чьи выплаты и компенсации не покрывают расходов на возмещение вреда, причиненного их здоровью, требуется усиление мер социального и медицинского обеспечения.
Изменения условий приобретения жилья по программе «Жилище», существенно ограничивают права ее участников. Жилищные сертификаты в крупных городах не реализуются. Растет количество инвалидов, которые от них отказываются. Кроме того, имеются ограничения в части категорий населения, имеющих право на жилищные сертификаты.

Исходя из вышеизложенного, конференция предлагает:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
- обеспечить своевременное принятие изменений и дополнений в законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, в части обеспечения Конституционных прав граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью;
- создать в профильных комитетах экспертные, консультативные группы по проблемам граждан, подвергшихся воздействию радиации.

2. Правительству Российской Федерации:
- в соответствие со ст. 24 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определить порядок и объем оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и порядок осуществления контроля за ее качеством;
- определить порядок предоставления удостоверений детям ликвидаторов последствий радиационных аварий;
- ускорить подготовку и принятие Постановления Правительства РФ «О деятельности Национального радиационно-эпидемиологического регистра и Порядка государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному обучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов»;
- определить необходимый объем квот на санаторно-курортное лечение ликвидаторов в федеральных санаторно-курортных учреждениях;
- выделить санаторно-курортное лечение указанных лиц в федеральное программное мероприятие с отдельным финансированием из бюджета ФСС РФ;
- выделить лекарственное обеспечение инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в федеральное программное мероприятие с отдельным финансированием, расширив перечень лекарственных препаратов;
- разработать и утвердить новый механизм исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета;
- принять нормативный правовой акт, в котором бы были решены вопросы по индексации денежных компенсаций в период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года по наиболее благоприятным для пострадавших граждан критериям индексации;
- внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, предусматривающие включение всех категорий граждан, имеющих право на участие в программе «Жилище» в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и уточнение условий предоставления им жилищных сертификатов.

3. Минздравсоцразвития России:
- пересмотреть на основании научно-обоснованных данных Российского, Санкт-Петербургского, Новосибирского межведомственных экспертных советов перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации с учетом, сформировавшейся к настоящему времени структуры заболеваемости и ускорить его принятие;
- осуществлять повторное освидетельствование инвалидов в службах МСЭ с целью их реабилитации с учетом специфики, имеющихся у них заболеваний;
- разработать и утвердить приказ о ежегодной специализированной диспансеризации граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- определить необходимый объем квот с учетом потребностей ликвидаторов, на высокотехнологичную медицинскую помощь;
- обобщить опыт регионов Российской Федерации по организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
- утвердить федеральные стандарты лечения и диагностики, разработанные на основе принципов доказательной медицины, учитывающие полиморфизм заболеваний у ликвидаторов последствий радиационных аварий;
- разработать типовое Положение о федеральном специализированном центре по оказанию адресной специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию радиации и включить в перечень Центров:
- Детский научно-практический центр противорадиационной защиты ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий»;
- Федеральный специализированный Центр для лиц, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока;
- определить необходимый объем квот на санаторно-курортное лечение ликвидаторов в федеральных санаторно-курортных учреждениях;
- обратить внимание на специальную подготовку врачей первичного звена и узких специалистов по вопросам радиационной медицины;
- закрепить за одним из своих структурных подразделений выполнение всех функций по медицинскому, лекарственному и санаторно- курортному обслуживанию граждан, пострадавших вследствие радиации.

4. Союзу «Чернобыль» России:
- обеспечить выявление, учет и представление в органы здравоохранения и социальной защиты населения лиц, в отношении которых требуется принятие срочных, дополнительных мер медицинского или социального обеспечения;
- провести работу по формированию стереотипа здорового образа жизни, личной ответственности ликвидаторов за свою жизнь и здоровье (отказ от вредных привычек, духовно-нравственное воспитание, лечебная физкультура, рациональное питание), восстановлению позитивной установки к полезной деятельности и роли в обществе.

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- рекомендовать принятие дополнительных мер по медицинскому, лекарственному, санаторно-курортному и жилищному обеспечению пострадавших граждан, в том числе по оздоровлению детей Чернобыля;
- обеспечить равнодоступность медико-психологической, социальной поддержки гражданам;
- организовать на базе областных медицинских центров для лиц, подвергшихся воздействию радиации систему по реализации комплексной реабилитации, включающую медицинскую помощь, психологическую и психотерапевтическую коррекцию, профессиональную ориентацию, социально-психологический патронаж семей, оказание юридической помощи.

6. ФГУ «ТНИИ курортологии и физиотерапии Росздрава», ГУ «НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН», ГУ «НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН», ГУ «НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН»:
- рассмотреть возможность по определению научных направлений для разработки новых способов коррекции хронического болевого синдрома и психических нарушений у ликвидаторов с применением безопасных, эффективных, доступных и натуральных лекарственных средств, позволяющих снизить риск токсических и побочных эффектов фармакотерапии.

7. ГОУВПО «Сибирский государственный медицинский университет»:
- рассмотреть возможность организации для семейных врачей цикла по проблемам радиационной медицины и реабилитации пострадавших от воздействия радиации.

8. Западно-Сибирскому региональному центру РГМДР оказать методическую помощь учреждениям, координирующим работу с гражданами, подвергшимися воздействию радиации, на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в реализации принципов медико-психологической реабилитации пациентов.

9. Руководителям лечебно-профилактических учреждений:
-обеспечить адекватное назначение лекарственных препаратов, исключающее полипрагмазию и политерапию. В спорных случаях привлекать клинических фармакологов;
-осуществлять ежегодную диспансеризацию с привлечением кардиолога, андролога, эндокринолога, онколога, иммунолога, невролога, гастроэнтеролога, психолога, психотерапевта;
-организовать мероприятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и ситуационного стресса;
-проводить проверку качества диспансеризации и реализации индивидуальных планов реабилитации.

Участники конференции выражают уверенность, что при необходимом научном, организационном и финансовом обеспечении прав и законных интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации, государство и общество достойно исполнит свои конституционные обязанности.